Категории

Восточнославянская цивилизация как субъект современных глобальных социальных трансформаций

2 минуты на чтение

В результате наступления эпохи глобализации, стирающей национальные и цивилизационные границы, возникло представление о завершении локально-цивилизционного этапа развития человечества. Однако иллюзия «мира без границ» продержалась недолго. Сегодня уже очевидно, что процессы глобализации не привели к формированию единого культурно-цивилизационного и социально-политического пространства, не стали основой преодоления противоречий, существующих между регионами планеты и внутри отдельных государств. Напротив, глобализация в той форме, которую она приняла, стала причиной проведения новых разделительных линий в планетарном масштабе, углубила пропасть между богатыми и бедными, индустриально развитыми и теми, кого еще недавно называли «развивающимися». В культурной сфере глобализация, способствуя нивелированию культурного многообразия, пробудила стремление к сохранению своей культурной идентичности, исторической памяти и национальных традиций. В некоторых случаях это стремление может приобретать гротескные формы и, по сути, сводиться к культивированию племенных страстей и «местечковых претензий». Можно утверждать, что культурно-цивилизационное многообразие человечества, формировавшееся на протяжении тысячелетий, в условиях глобальных трансформаций вовсе не становится архаикой и сохраняет свое значение в детерминации многообразных социальных процессов. Особое значение для белорусского народа и государства имеет вопрос о перспективах развития восточнославянской цивилизации в контексте глобальных трансформаций миропорядка. В ХХІ век восточнославянская цивилизация вступила экономически ослабленной и политически расколотой, у русского, белорусского и украинского народов угасает непосредственное чувство единства и общности. В этой связи важнейшей задачей, стоящей перед нашими народами, является воссоздание утраченного единства, реинтеграция части постсоветского пространства и формирование крупного и влиятельного регионального блока.

Гипотезой диссертации является тезис, согласно которому реальный суверенитет, экономическая самостоятельность и перспективы сохранения своей культурной идентичности в глобализирующемся мире имеют лишь крупные блоки государств, «региональные центры развития и силы», сформированные на цивилизационной основе. Как показывает историческая практика и современный опыт одной экономической или политической целесообразности недостаточно для формирования устойчивых и жизнеспособных союзов и коалиций. Если их не скрепляют ценности, равно притягательные для всех субъектов, входящих в состав таких союзов, то они, как правило, оказываются нежизнеспособными и быстро распадаются. Поэтому сегодня значение цивилизационной идентичности и того чувства общности, которое она формирует, резко возрастает. Устойчивое, прогрессивное и безопасное развитие в современном мире возможно сегодня уже не для отдельных стран, сколь бы сильны и амбициозны они ни были, а для региональных центров развития и силы. Применительно к восточнославянскому миру это означает необходимость тесной интеграции российского, белорусского и украинского обществ.

Романов Олег Александрович

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить так: «Кто является творцом истории?» В связи с этим в философии истории используются два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории. Общим у них явл...
Восточнославянская цивилизация в условиях культурного пограничья В глобальном развитии человечества наблюдается локальность отдельных культур и цивилизаций. В то же время в многообразных ликах культур просвечивает единый образ человечества. Череда верований, х...
Вопрос о специфике восточнославянской цивилизации и закономерностях ее развития является сегодня не только чрезвычайно актуальным, но и остро дискуссионным. Само существование восточнославянской цивилизации часто ставится под сомнение. Об этом свидетельствует ...