Категории

Вилейское военное братское кладбище

7 минут на чтение

«Нет больше той любви, как если кто положит душу

свою, за друзей своих». Ин. 15. 13.

 

Первоначально вилейчан хоронили на кладбище, которое находилось на месте сегодняшней площади Свободы, там, где стояла униатская Свято-Троицкая церковь. Когда там не стало хватать места, людей стали хоронить за чертой города, в зависимости от вероисповедания. Со временем в городе образовались три кладбища: православное, католическое и иудейское. Православных стали хоронить на месте сегодняшнего центрального кладбища, расположенного по улице 1 Мая.

В сентябре 1915 года на Вилейщине начались боевые действия. Погибали солдаты и их стали хоронить за городским православным кладбищем. По документам Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) и Национального исторического архива Беларуси (НИАБ) оно известно как: «Вилейское военное кладбище за тюрьмой», «Вилейское военное братское кладбище», «Военное кладбище в г. Вилейка по улице Нарочской (сейчас ул. 1 Мая.)

Первыми похоронили солдат и офицеров, погибших в боях за освобождение города и станции Вилейка. Позже здесь продолжали хоронить умерших от ран и болезней в госпиталях и лазаретах, размещенных в городе Вилейка.

В 1917 году на кладбище была построена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эта кладбищенская церковь была приписана к Свято-Мариинскому храму.

Точное количество, погребенных солдат на военном братском кладбище установить пока не предоставляется возможным. Можно утверждать, что здесь погребено не менее 500 человек. Так, на архивных схемах (РГВИА) 1916 года видно, что на военном участке кладбища было 8 рядов, в ряду было около 60 – 70 могил. Могилы были как одиночные, так и братские. Для примера приведем одну выписку: «Рядовой продовольственного транспорта ХХ-го армейского корпуса Белкин Герасим Дмитриевич, был погребен 2 августа 1916 года в братскую могилу (похоронено 3 человека) в 7 ряду, могила № 62, считая с севера на юг, а с юга на север № 5».

Благодаря архивным документам, удалось установить фамилии более 250 человек, погребенных на военном братском кладбище. А также, какие госпиталя и лазареты находились в Вилейке, какие воинские части и подразделения вели здесь бои, о применении авиации и химического оружия.

Во время советско-польской войны 1919-1920 годов на вилейской земле погибло много польских солдат, которых похоронили за братским военным кладбищем. Так, на площади 43х50 метров, образовался участок польского военного кладбища, на котором захоронено 234 человека, могилы которых сохранились до наших дней.

К сожалению, могилы русских солдат, павших в боях за Вилейку в сентябре 1915 года, а также умерших от ран и болезней, мы не сумели сохранить.

Вначале была разобрана деревянная церковь Иоанна Предтечи, которая стояла на территории военного братского кладбища. В январе 1939 года крыша церкви провалилась из-за большого количества снега, и ее состояние стало угрожать безопасности людей. В 1950-ые годы на территории военного кладбища были перезахоронены останки воинов Красной армии и партизан, погибших при освобождении Вилейки в июле 1944 года. В 1960 – 1990 гг. поверх воинских захоронений Первой мировой войны были погребены умершие жители Вилейки. Останки солдат, так и лежат на территории кладбища – внизу, под православными и католическими захоронениями.

В настоящее время сохранилась только одна могила погибшего в годы Первой мировой войны – Альфера Федора Кондратьевича, прапорщика 266-го пехотного Пореченского полка. Родился в Вилейке 5 июня 1893 года. Погиб в бою 1 апреля 1916 года в районе озера Нарочь. Его тело было доставлено на родину и похоронено на Вилейском городском кладбище.

Военное братское кладбище не единственное место погребения солдат, погибших в годы Первой мировой войны в боях за город Вилейка. Так, по архивным документам, известно о захоронениях у железнодорожного переезда около станции Вилейка; на берегу реки Вилии, недалеко от еврейского кладбища, и в деревнях, вошедших в черту города – Мамоны Ставский и Холопы.

Ещё в августе 1915 года святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, который в 1914 – 1917 годах являлся архиепископом Литовским и Виленским, высказал идею о постройке в городе Вилейка храма-памятника во имя святителя Николая Чудотворца, в память русских воинов, павших в годы Первой мировой войны.

В первую годовщину освобождения Вилейки, 11 сентября 1916 года на церковной земле, на месте предполагаемой постройки храма-памятника, была освящена деревянная Свято-Николаевская часовня, сооружённая заботами 396-го полевого госпиталя.

С согласия Владыки при церкви был сформирован строительный комитет, председателем которого был назначен Предводитель Дворянства Вилейского уезда Алексей Бороздин.

18 ноября 1916 года Его Высокопреосвященство дал разрешение произвести сбор пожертвований на храм в пределах Литовской епархии. Вскоре поступили и первые пожертвования: от неизвестного воинского чина – один рубль и от вилейской мещанки Агафии Барташевич – тридцать рублей.

Наступил новый, 1917 год. В феврале произошёл государственный переворот, в октябре – ещё один. Российская империя прекратила своё существование. Армия распалась.

Последние пожертвования на храм по подписным листам поступили в сентябре 1917 года. 6 декабря 1917 года строительный комитет подвёл итоги работы за год:

 

СЛУШАЛИ:

Доклад временно исполняющего обязонности казначея комитета священника Вилейской Свято-Мариинской церкви В. Красковского о деятельности членов строительного комитета в течение года – с 6 декабря 1916 года по 6 декабря 1917 года, проявившейся наличностью сбора пожертвований, а именно: в течение означенного года по денежным книгам комитета записано на приход наличного капитала в процентных бумагах по сберегательной книжке за № 442/242 – пять тысяч сто рублей военного займа и займа Свободы и наличными деньгами по сберегательной книжке за № 1800-2560/242 – одна тысяча шестьдесят четыре рубля 30 копеек. При этом во второе (с 6 июня по 6 декабря) полугодие сего года более крупные пожертвования поступили от следующих лиц и учреждений: 1) от г.г. офицеров 23 Кавказского стрелкового полка – пятьдесят четыре рубля 33 копейки; 2) от офицеров и солдат 28 артиллерийской бригады – сорок два рубля; 3) от офицеров 723 пехотного полка – шестьдесят два рубля; 4) от 532 пехотного полка – сто восемьдесят девять рублей 51 копейка; 5) от разных полков и частей штаба 133 пехотной дивизии – четыреста пятнадцать рублей 95 копеек; 6) от офицеров 1 Таманского казачьего полка – двадцать восемь рублей 58 копеек; 7) от офицеров 1 Финляндского стрелкового полка – сорок пять рублей; 8) от офицеров 536 пехотного Ефремовского полка – шестьдесят семь рублей 20 копеек; 9) от офицеров 543 Городокского полка – девяносто рублей 18 копеек; 10) от солдат 548 пехотного Чугуевского полка – двадцать семь рублей 28 копеек; 11) от воинских чинов 112 пехотного Уральского полка – сто три рубля 50 копеек. Последние пожертвования по подписным листам поступили в сентябре месяце сего года.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

О деятельности членов строительного комитета в течение первого года существования комитета и о результате сбора пожертвований на построение храма-памятника имени святителя Николая Чудотворца доложить Преосвященнейшему Елевферию, епископу Ковенскому, ныне исполняющему обязонности епископа Литовского и Виленского, и просить Его Преосвященство довести до сведения Святейшего Патриарха всея России Тихона о результатах годичной деятельности комитета, открытого с архипастырского благословения в бытность его Архиепископом Литовским и Виленским…

 

 

Через три года, 6 февраля 1921 года священник Виктор Красковский сделал последнюю запись в книге протоколов «…оставить все документы строительного комитета с собранными суммами на хранение в Свято-Мариинском храме города Вилейки».

В марте 1921 года, после окончания советско-польской войны, город Вилейка оказался в пределах Речи Посполитой. Польская власть сохранением памяти о павших русских воинах не была озабочена, ровно, как и сменившая её в 1939 году власть советская. Стёрлось с лица земли военное братское кладбище. Не осталось никаких следов ни от кладбищенской церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной в 1917 году, ни от Свято-Николаевской часовни, сооружённой в 1916 году на месте предполагаемой постройки храма-памятника.

Однако, волею Божией, сохранились не только документы строительного комитета, оставленные для сбережения в Свято-Мариинском храме, но и вдохновенные строки, продиктованные любовью и освящённые молитвой: «Вилейский строительный комитет твёрдо верит, что благодатиею Божией и святителя Николая Чудотворца, по молитвенному благословению нашего Святейшого Патриарха Тихона город Вилейка, переживая нашествие внешнего врага и годину народной смуты, украсится новым храмом-памятником, который будет для нового поколения не только наглядным свидетелем героизма русских воинов, положивших свою жизнь за благо Отечества, но в то же время для приходящих в храм будет источником новой благодатной Божией помощи и духовной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. 1917 года, декабря 6 дня».

Минуло почти сто лет после войны. И уже сегодня, по благословению Его Высокопреподобия Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, при входе на вилейское городское кладбище по ул. 1 Мая, ведутся работы по возведению надвратной часовни-памятника в память русских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.

Авторский коллектив: Бурый Виктор Владимирович, Каптюг Анатолий Иванович – архитекторы, Пресняков Александр Валерьевич – директор фонда Первой мировой войны «Крокі» и военный консультант. Художник проекта – Борис Борисович Цитович, известный белорусский художник, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», который на протяжении многих лет восстанавливает память далёкой и не заслуженно забытой войны.

Колосова О.А.

Военно-историческое наследие Первой мировой войны в Республике Беларусь и Российской Федерации : проблемы изучения, сохранения и использования : сб. науч. ст./Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; Ред. коллегия: А.Н. Нечухрин, С.А. Пивоварчик, В.А. Белозорович, С.В. Донских, М.В. Мартен.- Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2016

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Среди многочисленных публикаций, посвященных истории подготовки военных кадров, лишь немногие касаются проблем обучения военно-обученного ресурса, с созданием регулярных и многочисленных армия составляющего основу комплектования в военное время новых воинских ...
Начало военному образованию в России было положено Петром I на рубеже XVII—XVIII вв. В 1701 г. в Москве была образована Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем Приказа морского флота и Адмиралтейской ...
Боевая выучка войск всегда играла первостепенное значение в способности Вооруженных Сил страны адекватно реагировать на внешние угрозы государства, в умении успешно, с наименьшими потерями вести боевые действия с противником. Партийное и военное руководство СС...