Республика Беларусь исторически является государством полиэтничным и многоконфессиональным с глубокими религиозными традициями. Характерной чертой последних десятилетий стала трансформация конфессионального пространства Беларуси, связанная с количественным и качественным ростом религиозных организаций. Удельный вес религиозного фактора в системе государственно-общественных отношений имеет устойчивую тенденцию к росту. В соответствии с результатами исследовании 2011 г. абсолютное большинство населения (93,5%) относит себя к определенным конфессиям. По состоянию на 1 января 2016 г. конфессиональная карта страны представлена 26 вероисповедными направлениями, в рамках которых действует 3488 религиозных организаций, в том числе 3315 религиозных общин,
48 центров и управлений, 44 монастыря, 34 миссии, 15 братств, 10 сестричеств, 17 духовных учебных заведений.
Для современного белорусского государства остается актуальной задача выстроить такую модель взаимоотношения с религиозными организациями, которая отвечала бы национальным традициям и менталитету народа2. Резкое увеличение числа верующих и усиление их влияния на процессы, происходящие в Республике Беларусь, побуждают историков к более внимательному изучению проблемы влияния религиозного фактора на политику государства. История Беларуси советского периода представляет особый интерес, так как на всем его протяжении существовали очень сложные взаимоотношения между государством и конфессиями.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется и общим состоянием данной проблемы в отечественной исторической науке. При наличии ряда обзорных и специальных работ, посвященных отдельным проблемам взаимоотношений государства и церкви в ХХ в., комплексное исследование отсутствует.
Хронологические рамки диссертационного исследования обусловлены мероприятиями руководства Белорусской ССР в сфере конфессиональной политики. Нижняя граница исследования – 1921 г. В условиях перехода к новой экономической политике (НЭП) был признан необходимым поиск более гибких и действенных методов воздействия на церковь.
Верхняя граница исследования – 1939 г. – совпадает со временем прекращения легальной деятельности всех религиозных общин и закрытия всех молитвенных зданий на территории БССР. Кроме того, в 1939 г. в связи
с присоединением к БССР западной части Беларуси произошло изменение политического курса советского руководства в отношении конфессий.
Поскольку религиозное законодательство, действующее в БССР в исследуемый период, принималось на протяжении 1917–1926 гг., в целях более полного освещения темы допускается выход за хронологические рамки диссертационного исследования.
Территориальные границы очерчены государственной границей БССР от 6 декабря 1926 г., с учетом территориальных изменений 1924 и 1926 гг.
Под термином «конфессиональная политика» понимается деятельность институтов государства, в которой объектом политического воздействия является религиозная составляющая общественной жизни3. Вместе с термином «конфессиональная политика» применяются термины «религиозная» или «вероисповедная политика».
Конфессиональная политика получает практическую реализацию в отношениях государства и религиозных объединений, которые представляют собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей институтов государства, с одной стороны и религиозных институтов и неинституциональных субъектов религиозной деятельности, включая отдельных людей, с другой стороны.
Под термином «органы советской власти» понимается совокупность органов (РКП(б)–ВКП(б), ВЦИК и СНК РСФСР, КП(б)Б, ЦИК и СНК БССР, ГПУ, местного самоуправления и управления), которые непосредственно принимали решения и занимались реализацией конфессиональной политики в БССР.
В диссертационном исследовании не рассматривается атеистическая агитации и пропаганда органов советской власти, а также деятельность Союза воинствующих безбожников.
Довгяло Наталья Викторовна