Грамадскія рухі і палітычныя партыі ў Беларусі
            (апошняя чвэрць ХІХ – пачатак ХХІ ст.)

  Матэрыялы Рэспубліканскай навуковай канферэнцыі
             (Гродна, 23-24 кастрычніка 2008 г.)

                 

 

УДК 329.17 (1926 – 1939 гг.)

 О.Л.Щука

 Участие еврейской молодежи в общественно-политическом движении

на территории Западной Белоруссии (19261939 гг.)

 В статье рассмотрены вопросы участия еврейской молодежи в общественно-политическом движениина территории Западной Беларуси

 Еврейское молодежное движение на территории Западной Белоруссии было непосредственно связано с общественно-политической жизнью в этом регионе. Еврейские политические партии и организации вели борьбу за привлечение на свою сторону молодежи. Поэтому фактически при каждой еврейской политической партии и организации существовали различного рода молодежные объединения и союзы.

В соответствии с Рижским мирным договором 1921 г. значительная часть западнобелорусских земель была включена в состав II Речи Посполитой. Из более чем 4,5 млн. человек, проживавших в четырех воеводствах Западной Беларуси, около 1 млн. составляла молодежь в возрасте от 15 до 24 лет [1, c. 3].

В результате событий мая 1926 г. в польском государстве был установлен режим «санации», который затрагивал права и свободы не только национальных меньшинств, но и представителей молодого поколения. Так, например, согласно Конституции 1935 г. повышался возрастной избирательный ценз до 25 лет, тем самым большая часть молодежи лишалась права голоса.

На территории Западной Белоруссии были распространены еврейские политические партии и организации различных направлений: сионистские, либеральные, социалистические, консервативно-клерикальные. Каждая из них имела вспомогательные организации: религиозные, профсоюзные, культурно-просветительские, а также молодежные.

В межвоенный период самыми распрастранёнными были сионистские молодёжные организации. Среди них можно выделить следующие: «Frajhajt» («Свобода»), «Hechaluc»(«Пионер»), «Haszomer Hacair» («Юный страж»), «Bejtar», «Hechaluc Hacair» («Молодой пионер»), «Cejrej Mizrachi» («Молодежь Мизрахи»), «Gordonja».

1. «Frajhajt» (полное название – Еврейская Социалистическая Рабочая Молодежь «Frajhajt») был создан в 1925 г. и получил широкое распространение на территории Западной Беларуси.  Этот союз был тесно связан с Поалей-Цион-правицей, которая в своей деятельности пыталась совместить принципы сионизма и социализма. Отделы этой организации существовали в Пинске, Бресте, Пружанах, Косово, Вильно, Белостоке, Новогрудке. Общая численность организации в середине 1935 г. составляла около 20000 человек [2, c. 24]. На территории Полесского воеводства существовало 18 отделов организации [3, л. 29]. На территории Новогрудского воеводства членами организации являлись более 270 человек [4, л. 194].

2. Международная сионистская молодежная организация «Hechaluc» была создана в конце Первой мировой войны. В 30-е гг. XX в. отделы этой организации действовали в Пинске, Новогрудке, Ружанах, Вильно, Новогрудке. Отдел «Hechaluc Hacair» располагался в городе Сувалки по улице Костюшко 98. Председателем был Шейма Канторович, секретарем – Лейзер Калецкий, казначеем – Ицка Ходник [5, л. 23].

3. «Haszomer Hacair» появился в Галиции в 1913 г., а в Польше стал действовать с 1918 г. Данная организация с середины 20-х гг. XX в. пошла на сближение с Поалей-Цион-правицей, а с 1927 г. они вместе входили в состав Лиги Работающей Палестины. Отделы «Haszomer Hacair» функционировали в Белостоке, Новогрудке, Вильно, Бресте, Слониме, Несвиже. На территории Полесского воеводства действовало 10 отделов организации (500 человек) [3, л. 29]. К задачам организации относилось физическое и духовное оздоровление еврейского народа, возобновление еврейской жизни в Эрец-Исраиль, приобщение еврейской молодежи к национальным ценностям и физическому труду.

4. «Gordonja» занималась пропагандой и укоренением иврита, а также подготовкой молодежи к жизни в Палестине.

Упомянутые выше молодежные организации проводили работу среди еврейской молодежи, носившую различный характер: организация досуга, культурно-просветительская работа (доклады, публичные лекции, кружки), развитие спорта (спортклуб «Makabi»), подготовка к эмиграции и к жизни в Палестине (кибуцы).

Особенно активная работа данными организациями проводилась по линии создания кибуцев (коллективные сельскохозяйственные поселения). В 1934 г. в Пинске существовало 2 кибуца, которые объединяли 150 и 200 человек [1, c. 132]. Но из-за тяжёлых условий труда, низкой заработной платы сионистские поселения долго не существовали и распадались.

5. Довольно массовой сионистской молодежной организацией был «Bejtar», который действовал под влиянием ревизионистской группы В.Жаботинского. Сионисты-ревизионисты выступали против элементов социалистической идеологии, ставили целью немедленное создание государства Израиль. В состав данной организации входила та часть еврейской молодежи, которая видела в эмиграции в Палестину выход из тяжелого положения, в котором они оказались в результате мирового экономического кризиса (1929 – 1933 гг.), затронувшего в том числе и Западную Белоруссию.

Характерной чертой «Bejtar» было его тяготение к военной атрибутике: униформа, военная дисциплина, владение оружием, парады. Снисходительность польских властей к данной организации во многом объяснялось планами сионистов-ревизионистов, которые могли бы избавить II Речь Посполитую от «лишних» евреев. 

Необходимо также отметить факты столкновений на почве конкуренции между членами кибуцев сионистов-ревизионистов и членами кибуцев сионистов-социалистов.

Как составная часть группы В.Жаботинского в начале 30-х гг. XX в. в Лиде существовало так называемое «Товарищество сионистской молодежи имени Т.Герцля», которое насчитывало около 45 членов [4, л. 189]. Группа «Bejtar» в 1932 г. действовала в местечке Сейны, руководителем этой группы был купец Хаим Перец. Лидером организации «Bejtar» был уроженец Бреста М.Бегин. Ее отделения функционировали в Бресте, Сувалках, Вильно, Белостоке. В городе Сувалки штаб-квартира организации находилась на улице Костюшко, 47. Председателем был Давид Штерн, вице-председателем – Элиаш Кац, секретарем – Овсей Комьянович [5, л. 23].

По данным Государственного архива Гродненской области, на территории Западной Белоруссии на протяжении всего 1933 г. активность проявляли «Makabi», «Hechaluc», «Haszomer Hacair» [6, л. 116].

Кроме сионистких, действовали и другие еврейские молодежные организации. Так, например, под влиянием Бунда в межвоенный период находился «Cukunft» («Будущее»). Бунд и «Cukunft» отрицали возможность построения еврейского государства в Палестине, этим объяснялось их противостояние по отношению к другим еврейским политическим партиям и организациям.

Что касается Поалей-Цион-левицы и находящегося под ее влиянием союза «Jugent» («Молодость»), то значительного влияния на территории Западной Белоруссии в указанный период они не имели.

Работу по религиозному воспитанию еврейской молодежи вела ортодоксальная организация «Cejrej Agudas Israel» («Молодежь верных израильтян»).

Фолкистские молодежные организации, к которым относятся «Союз абитуриентов» и спортивное товарищество «Samson», были весьма немногочисленны.

Учащаяся еврейская молодежь была представлена различного рода студенческими организациями: «Chejrut» (Союз евреев-студентов польских университетов), Еврейский студенческий клуб, Объединение Взаимной Помощи Студентов Евреев и т.д. В Виленском университете существовали целые научные кружки студентов-евреев. 

 Таким образом, на территории Западной Белоруссии большое распространение среди еврейских молодежных организаций получили организации сионистского направления: «Frajhajt», «Hechaluc», «Haszomer Hacair», «Bejtar». Основной формой деятельности этих организаций стало кибуцное движение.

 

По материалам: Грамадскія рухі і палітычныя партыі ў Беларусі (апошняя чвэрць ХІХ – пачатак ХХІ ст.): матэрыялы Рэсп. навук. канф. (Гродна, 23-24 кастр. 2008 г.) /ГрДУ імя Я.Купалы; рэдкал.: І.І. Коўкель (адк. рэд.) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2009.

 

Внимание!  Ссылки в тексте оригинальны, однако в электронной версии статьи не приводятся! Ссылайтесь на автора статьи и сайт!

 

 

 

 

Яндекс.Метрика