Жанна д’Арк

Жанна д’Арк (1412—1431) — редчайший пример средневековой женщины,  которая,  не будучи   пра¬витель¬ницей  государства, или  умелым военачальником,  сыграла выдающуюся роль в  политической истории своей  страны.  
 

     Королевский  дом Франции находился в 20-е годы  XV  века  в  очень тяжелом  положении —  за  французскую  корону  с наследником Карла VI Валуа,   дофином   Карлом,   сражался  английский   король    Генрих, поддерживаемый  могущественным  герцогом  Бургундии.  Удача не сопутствовала дофину — спустя пять лет после смерти отца он все еще  не  был коронован, поскольку Реймс, традиционное место коронации, был захвачен англичанами.  Огромная территория  к  северу  от  Луары  находилась  под  их властью.  

 

     Жанна  родилась  в  зажиточной крестьянской семье в лотарингской деревушке Домреми.  В тринадцатилетнем  возрасте  ее  начинают  посещать видения;  ей слышатся голоса архангела Михаила,  святых  Екатерины  и Маргариты, которые говорят, что именно ей суждено стать спасительницей Франции. В 1428 году шестнадцатилетняя Жанна идет в расположение войск дофина  и  просит  позволения  присоединиться к  ним,  но ее никто не принимает всерьез.  Год спустя, когда положение французского наследника становится  отчаянным и англичане осаждают последний бастион французов — город Орлеан,  она предпринимает еще одну попытку. После испытания и трехнедельного допроса прелатами было решено,  что эта девушка послана наследнику  Богом.   С  королевским   войском   и   своим   собственным штандартом,  под знаменем с образом Христа  Жанна двинулась на помощь осажденному Орлеану.  

 

     Вопреки  мнению нерешительного  военного    совета,   Жанна,  воодушевляемая  голосами, призвала войско идти  на  штурм  города.  Орлеан был  освобожден.  С  тех  пор  Жанну стали называть Орлеанской Девой и считать  талисманом,  данным  Господом.  

 

     На волне   необыкновенного   энтузиазма   войску   дофина   стала  сопутствовать удача. Жанна предсказывала победы — и   предсказания сбывались.  Она  сама  принимала  участие в осаде и взятии городов.  И хотя,  по мнению современных историков,  Жанну нельзя назвать гениальным военачальником,  ее  пассионарность сделала для Франции в тех условиях  больше, чем мог сделать  любой  полководец;  она  стала  кумиром  и национальным  героем французов, за ней шло войско, которое уверовало в  ее  спасительную миссию.  

 

     После того  как  она выполнила свою миссию и дофин был коронован, военное счастье от нее отвернулось.  В мае  1430  года  Жанна  была захвачена  герцогом  Бургундским,  который по  требованию  Парижского университета — арбитра в делах веры — передал ее в руки инквизиции  за плату в десять тысяч франков.  Судебный процесс проходил в Руане.  Жанне было предъявлено  обвинение  в  ереси  и  колдовстве. Но по сути это был процесс политический,  позволяющий  противникам  короля  Карла  обвинить его в сотрудничестве с  ведьмой.  И,  хотя  Жанна,  невзирая  на  свой  юный возраст,  искусно опровергала все обвинения в ереси, решение трибунала было предопределено  и  она  была  признана виновной.  За  Жанну  не вступились  ни  спасенный ею король,  ни французские прелаты, которые когда-то признавали ее посланницей Бога.  30 мая 1431  года  она  была публично сожжена как еретичка.  

 

    Спустя двадцать лет,  после изгнания англичан из Франции дело Жанны было  пересмотрено, она  была  оправдана,  а  в  XX веке и вовсе причислена католической церковью к лику святых. Жанна стала великой национальной героиней  Франции.  Именно  пример Орлеанской Девы, верящей,  что под божественным руководством она приведет соотечественников к победе  над англичанами,  был  фактором    пробуждения  французского национального самосознания.