Сравнение представлений, копинг-стратегий и способов регулирования боли у иранских и белорусских пациентов, испытывающих хроническую боль

Боль – неотъемлемый феномен восприятия, необходимый для выживания. Она  вызывает  наиболее  привычные  стрессовые  переживания,  с  которыми сталкивается  каждый  человек,  а  также  является  самой  частой  причиной посещения им врача (Дж. Милтон, Д.С. Тэрк). Переживание боли, в том числе хронической,  возрастает  в  современном  мире.  Недавние  отчеты  по исследованию рынка сообщают, что более 1.5 миллиарда людей по всему миру испытывают  хроническую  боль,  и  что  около 3-4.5%  населения  планеты страдает от невропатических болей, с тенденцией к увеличению этой цифры с возрастом (согласно данным  анализа  глобальных рыночных процессов О. Вен Хека,  Х.  Брейвика,  Т.  То  и  др.).  Боль,  в  частности  хроническая,  является тяжким  бременем  для  пациентов,  и  она  связана  с  высокими  социально-экономическими  затратами.  Согласно  определению,  предложенному 
Международной  ассоциацией  по  исследованию  боли (IASP),  боль –  это неприятное  сенсорное  и  эмоциональное  переживание,  связанное  с  реальным или  потенциальным  повреждением  тканей  тела,  или  описываемое  в  терминах подобного повреждения (Х. Мэрский).  
В  силу  существования  многообразных  реакций  на  объективно  сходные физические нарушения и обращение, идентифицированные патологии не могут служить  основанием  для  прогнозирования  остроты  боли  или  уровня недееспособности  пациентов.  Имеющиеся  медицинские  модели  не  дают исчерпывающих  объяснений  и  не  уделяют  должного  внимания  роли психологических  и  социальных  факторов.  Психосоциальные  факторы  были интегрированы  в  рамках  щирокопризнанной  биопсихосоциальной  модели хронической  боли.  Соответствии  с  этой  моделью,  большое  количество исследований  было  направлено  на  определение  когнитивных  факторов, сказывающихся  на  боли  и  недееспособности.  Эти  работы  однозначно продемонстрировали,  что  аттитюды,  представления,  ожидания  и  копинг-стратегии пациента в отношении ожидаемых трудностей, а также сама система здравоохранения могут влиять на описание пациентами своей боли, активность, недееспособность  (недееспособности),  депрессию  и  реагирование  на  лечение. 
Исходя из данной модели, можно заключить, что внимание к представлениям и копингу боли является важнейшим компонентом когнитивно-бихевиорального подхода  к  пониманию  боли (Д.С. Тэрк,  Р. Мэлзак, М.П. Джэнсен, М.Е. Тота-Фоссет,  Г.П.  Бостик,  и  др.).  Существенное  влияние  на  хроническую  боль оказывают  и  социокультурные  факторы.  Работы М.  Зборовски  инициировали исследования  культурных  различий  в  переживании  человеком  боли,  за которыми  последовали  многочисленные  клинические  исследования, подтвердившие  их  проявление  в  распространенности  и  интенсивности переживания  боли  в  различных  условиях  и  культурной  принадлежности (А. Майлис-Ганьон, T. Хагиставрополос, Л. Салливан, Б.А. Игел, Д. Вильямс и др.). В результате, существующие различия в работе с болью можно объяснить тем,  что  пациенты  из  разных  культурных  групп  выражают  боль  по-разному и/или врачи интерпретируют то, как пациенты выражают свою боль, исходя из собственного  культурного  опыта (С.  Наяк).  Вышеизложенное  обусловливает необходимость  развития  исследований  в  обозначенной  проблемной  области среди  пациентов  различных  клинических  и  культурных  групп.  Многими авторами отмечается возрастание в современном мире переживаний боли, в том числе  хронической,  возрастание  свидетельств  депрессии  и  недееспособности, как последствий переживания боли, а также возрастание глобальной миграции 
и  межкультурных  сообществ,  что  предопределяет  необходимость  повышения культурной  чувствительности  к  влиянию  психосоциальных  переменных  и этнических  и  культурных  различий  в  восприятии  боли  и  поведении. 
Существует  очевидный  пробел  в  исследованиях  психологических  факторов влияния  хронической  боли,  проведенных  на  белорусских  пациентах,  и, соответственно,  проведено  крайне  ограниченное  количество  исследований, сравнивающих белорусов с представителями других национальностей в аспекте культурных  различий  в  переживании  боли.  Насколько  нам  известно, практически отсутствуют работы по кросс-культурному сравнению восприятия боли  белорусами  и  иранцами  в  экспериментальных  и  реальных  клинических условиях.  Если  мы  принимаем  исходное  положение  о  том,  что  боль –  это сложный  и  субъективный  феномен,  по-разному  переживаемый  каждым человеком, то  знание культурно уникальных представлений, оценок и копинг-стратегий  белорусских  и  иранских  пациентов  является  необходимым  для оптимального  планирования  лечения  и  оценки  его  результатов.  Это обосновывает актуальность проведения исследования по данной теме.   
Голи Захра Сейед Хассан