Развитие хоровой культуры в Китае

Предпосылки для развития хоровой культуры сложились вместе с распространением католицизма в Китае, начиная с эпохи правления династии Мин (1368 – 1644), что привело к знакомству с литургической музыкой церкви – органным и вокально-хоровым исполнительством. Начиная с XVI века, данный историко-культурный процесс стимулировался деятельностью европейских и американских миссионеров в Китае (М. Риччи, И. А. Шалль фон Белла, Т. Перейры, Т. Педрини, Ф. Бара и др.). Во второй половине ХVIII века в Китае возникает первый хоровой коллектив, выступления которого проходили лишь в императорском дворце.

После опиумных войн (1840 – 1842, 1856 – 1860) развитие церковного пения в Китае характеризовалось интенсивностью и профессиональной направленностью. По всей стране представителями разных религиозных конфессий было открыто множество церковных школ (в том числе православных), а также университетов, в которых большое внимание уделялось хоровому пению и освоению других музыкальных дисциплин (инструментального сольного и ансамблевого исполнительства и др.). Основой музыкального обучения в это время стали духовные хоровые гимны, а также постепенно вводимые светские хоровые произведения. В 1890 г. осуществлена первая фонографическая запись детского хора Университета Санкт-Джонс в г. Шанхае. Важную роль в развитии хоровой музыки во второй половине XIX века играли также нотно-музыкальные издания (сборники «Шэн шань се гэ» (Псалмы), «Шэн ши пу» (Духовные песни), «Сяо шэн ши цзи» (Нотный альбом маленьких псалмов), «Цзань мэй ши» (Ода Богу), включавшие в себя протестантские псалмы, гимны, хоровые песни, полифонические духовные хоровые произведения европейских авторов, нотированные как китайскими иероглифами (с фонетической латинской транскрипцией), так и средствами пятилинейной европейской нотации.
Первым хоровым жанром, получившим распространение в китайской музыке, стал жанр хоровой песни «Сюе тан юе гэ». Сочинения данного жанра, создававшиеся специально для уроков пения в школе, стали фундаментом для развития многоголосных хоровых сочинений в Китае этого времени. Мелодической основой «Сюе тан юе гэ» становились японские, американские, западноевропейские напевы, текст которых, имевший, как правило, политическую направленность, переводился на китайский язык. 
В 1910-е годы появляются первые хоровые сочинения китайских авторов с сопровождением: двухголосный хор «Весенняя прогулка» и трехголосный «Выбор лотоса» Ли Шутуна (1913), обработка американской народной песни «Старая сосна» (1906), «Пение птицы в гнезде» (1907), обработка японской песни «История восемнадцати провинций» (1912) Шэнь Синьгуна. Данные хоровые сочинения, написанные в соответствии с законами западноевропейской композиции, отличаются поэтичностью звучания. 
Первое сочинение для хора a cappella – хор «Му Лянь, спасший свою мать» Хуана Цзи – было создано в 1929 году. Дальнейшая история развития жанра охватывает три исторических этапа: 1929 – 1949 гг.; 1949 – 1978 гг.; 1978 – 2010-е гг. Определяющими факторами периодизации стали общественно-политические события Китая, а также динамика хорового композиторского творчества китайских композиторов.  

 

Гун Ли