Профессиональная адаптация

В наиболее общем смысле слова понятие «интенсификация» (от лат. Intension – напряжение, усиление и faciо – делаю) обозначает увеличение напряженности, производительности, действенности чего-либо [1]. Что касается применения данного термина в педагогической теории и практике, следует отметить, что в большинстве случаев его употребление связано с качественной характеристикой целостного образовательного процесса. При этом его интенсификация предполагает повышение качества подготовки специалистов в условиях постоянно возрастающего объема необходимых знаний и сокращения аудиторного учебного времени.   
 

Проблеме исследования сущности интенсификации процесса обучения посвящены работы С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткина, Т.А. Ильиной, В. В. Краевского, И.В. Трайнева и др. Несмотря на неоднозначность подходов к определению цели, средств, способов и факторов интенсификации, представленных в данных исследованиях, большинство авторов в качестве основных способов (факторов) интенсификации выделяют: повышение целенаправленности обучения (Ю.К. Бабанский, М.З. Закиев,  Л.В. Занков, Н.А. Половникова, И.В. Трайнев), повышение информативной емкости содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.В. Трайнев), применение активных методов и форм обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина),  усиление мотивации учения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.В. Занков,  В.В. Краевский, И.В. Трайнев), ускорение темпа учебных действий (В.П. Беспалько, И.В. Трайнев, Л.В. Занков).  

 

На наш взгляд, наиболее приемлимым способом интенсификации профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в условиях высшей школы является усиление развивающего эффекта обучения, что достигается внедрением элементов системы развивающего обучения в учебный процесс. При этом в качестве теоретической базы в рамках нашего исследования мы использовали: дидактическую концепцию Л.С. Выготского, психологическую теорию учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В.  Давыдова, дидактическую систему развивающего обучения Л.В. Занкова, а также концепцию развивающего обучения в фортепианной педагогике Г.М. Цыпина.  

 

Согласно теории Г.М. Цыпина [2], основной целью исполнительской подготовки учащихся должно стать их общемузыкальное развитие, понимаемое как развитие музыкального мышления и комплекса специальных музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти). Наиболее высокий уровень общемузыкального развития может быть достигнут только в условиях грамотно организованной учебной деятельности, фундаментом которой являются музыкально-дидактические принципы: увеличения объема используемого в учебно-педагогической работе материала; ускорения темпов прохождения определенной части учебного материала; увеличения меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством; повышения самостоятельности и творческой инициативы учащихся.  

 

Данные принципы отражают определенные требования к содержанию, формам и методам организации процесса обучения исполнительскому искусству и коррелируют с основными способами интенсификации учебного процесса [Таблица 1].   

Способы интенсификации профессиональной подготовки студентов в высшей школе  

 

Принципы развивающего обучения, разработанные Г.М. Цыпиным  

 

Повышение информативной емкости содержания изучаемого предмета. Достигается за счет формирования общенаучных умений и навыков, что позволяет усваивать больший объем учебной информации за меньшее время.  

 

Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала. Предполагает расширение репертуарных рамок, обращение к возможно большему количеству художественно-стилевых явлений, что обеспечивает интенсивный приток богатой музыкальной информации.  

 

Фундаментализация содержания специальных дисциплин. Предполагает научное обоснование изучаемого материала общетеоретическими положениями.   

 

   

 

Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством. Заключается в интеллектуализации занятий музыкальным исполнительством, т.е. использовании широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, обогащающих сознание исполнителя развернутыми системами представлений и понятий, связанных с конкретным материалом, представленном в исполнительском репертуаре.  

 

   

 

Применение активных методов обучения. Данные методы направлены на активизацию профессионального мышления, познавательных способностей и творческого потенциала студентов.  

 

Ускорение темпов прохождения  определенной части учебного материала. Способствует сокращению сроков работы над музыкальным произведением, овладению необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени, обеспечивая тем самым постоянный и быстрый приток разнообразной информации в музыкально-педагогический процесс.  

 

Организация самостоятельной и исследовательской работы студентов, осуществление управления учебным процессом  

 

Увеличение роли самостоятельности и творческой инициативы учащегося при работе с учебным материалом. Проявляется в повышении интеллектуальной активности учащихся, умении самостоятельно находить интересные интерпретаторские решения.  

 

   

 

Рассмотрим некоторые особенности реализации представленных способов интенсификации профессиональной подготовки студентов-музыкантов в процессе инструментально-исполнительской деятельности.  

 

На наш взгляд,  сама специфика музыкально-исполнительской деятельности при правильной ее организации уже имеет исследовательский характер. Это объясняется прежде всего тем, что создание исполнителем собственной концепции интерпретации музыкального произведения предполагает изучение специфики стиля того или иного композитора, стиля эпохи, анализ содержания и формы произведения, поиск средств музыкальной выразительности, что и является элементами исследовательской работы.  Поэтому в процессе работы с педагогическим и концертным репертуаром предпочтение необходимо отдавать проблемно-поисковым, исследовательским методам.  

 

Успешность освоения музыкально-педагогического и концертного репертуара во многом зависит от продуктивности самостоятельной работы студентов. Развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением является одной из задач курса «Музыкальный инструмент». Такие виды работ как прочтение нотного текста, разбор произведения, отработка технических трудностей,  поиск средств выразительности должны осуществляться студентом самостоятельно. Следует отметить, что образовательными стандартами предусмотрено значительное количество часов для самостоятельной работы по дисциплине «Музыкальный инструмент» — почти половина учебного времени, отводимого на освоение курса. Однако в условиях интенсификации обучения необходимо повысить продуктивность самостоятельной учебной работы студентов, что может быть обеспечено организацией грамотного управления этой формой учебной деятельности со стороны преподавателя.  

 

Особое значение в организации обучения музыкально-исполнительским дисциплинам имеет правильный подбор содержания, которое в данном случае представлено произведениями музыкального искусства. В большинстве случаев освоение педагогического и концертного репертуара студентами сводится лишь к прочтению нотного текста, выучиванию его наизусть, отшлифовке технических трудностей. Естественно, это имеет важное значение в формировании исполнительского мастерства будущего педагога-музыканта, однако часто снижает темп усвоения определенной части материала, что недопустимо в условиях интенсификации обучения. Поэтому при подборе репертуара необходимо руководствоваться требованиями к построению содержания, способствующим интенсификации, а именно: построение содержания предмета на научной основе, что в  данном случае предполагает его фундаментализацию, а также повышение его информативности.  Фундаментализация музыкально-исполнительских дисциплин в современных условиях, на наш взгляд может быть достигнута при опоре на основные положения интонационного подхода, а также жанрового и стилевого, что будет способствовать осмысленному освоению художественного содержания музыкальных произведений.  

 

Процесс подготовки будущих учителей музыки в области владения музыкальным инструментом может быть активизирован использованием методов проблемного обучения, частично-поисковых методов, игровых. Однако, наиболее оптимальным методом в условиях интенсификации профессиональной подготовки студентов-музыкантов, по нашему мнению, является  деловая игра, являющаяся одновременно и формой контекстного обучения. Выбор нами данного метода активного обучения будущих учителей музыки в области владения музыкальным инструментом обусловлен тем, что деловая игра как никакой другой метод позволяет воссоздать в процессе обучения предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, деловая игра, по мнению А.А. Вербицкого [3], способствует развитию у будущих специалистов способностей к социальному взаимодействию, навыков межличностной коммуникации, способности к социально-психологической ориентировке в профессиональной деятельности, что  соответствуют основным требования к социально-личностным компетенциям будущего учителя музыки, определенным стандартом.  Участие в деловой игре не одного, а группы студентов позволит сократить время на усвоение профессиональных знаний и умений будущих специалистов, на что и направлен процесс интенсификации обучения.
Таким образом, интенсификация профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в условиях инструментально-исполнительской деятельности может быть достигнута при соблюдении следующих требований к организации педагогического процесса: активное использование проблемно-поисковых и исследовательских методов работы с учебным репертуаром; организация управляемой самостоятельной работы студентов; опора на основные положения интонационного, жанрового и стилевого подходов при подборе педагогического и концертного репертуара; включение в процесс инструментальной подготовки форм контекстного обучения.