Музыкальная студенческая стихия в образовательной среде вуза

Молодежная субкультура (лат. sub. – под, около; cultura – возделы­вание, обработка) – это нетрадиционная система, объединяющая моло­дых людей, сообщество, находящееся в промежутках социальной струк­туры и вне ее. Внутри социальных и демографических студенческих групп рождаются культурные специфические феномены, закрепляю­щиеся в системе ценностей, жизненных установок, поведенческом стиле, языке, сознании, моде, обязательным атрибутом которых явля­ется музыка. В молодежных группах и объединениях проявляется и реа­лизуется важное для личности чувство принадлежности (И.С. Кон). Од­ним из средств самовыражения выступает мода, являющаяся средством:

а) коммуникации и идентификации;

б) приобретения статуса, самоут­верждения.

Эффективным средством формирования и развития личности сту­дента выступает средовой подход, представляющий собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами об­разования. Ю.С. Мануйлов [5] считает, что ключевыми понятиями дан­ного подхода выступают среда (то, среди чего пребывает субъект и по­средством чего формируется его образ жизни), ниша (конкретное про­странство возможностей, позволяющих удовлетворять потребности личности), стихия (внешне не организованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде опреде­ленного движения), образ жизни (способ бытия: сотрудничество, состя­зание, соперничество), средообразовательное действие (движение к чему-либо) и личность как объект и субъект воспитания. Концептуаль­ной основой средового подхода является семантика, т.е. выявление сути, смысла назначения и места средового подхода в теории и практике вос­питания. Среда первого порядка предоставляет личности возможность созерцания, соревнования с кем-либо, а среда второго – создает условия для того, чтобы что-либо иметь или уметь.

Эмпирическое исследование, проведенное со студентами 5-го курса Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина (35 респондентов), доказывает информированность студен­ческой среды о музыкальных субкультурах. Они разграничивают на­правления в новых течениях музыки, называя таких, как альтернатив­щики, вижуал кидс, готы, джанглисты, кельтская субкультура, кибер-готы, металлисты, моды, панки, растаманы, риветхеды, рокеры, рэй­веры, скинхеды, стрейт-эджеры, фолкеры, хип-хоп, эмо-кидс. Социаль­ная невостребованность молодежи в значимых областях деятельности оборачивается повышенной субкультурной активностью в сфере досуга, в которой молодые люди получают возможность удовлетворения соци­ально-культурных потребностей в общении, познании себя и мира, от­дыхе и развлечениях. Чаще всего возникают новые формы досуга в про­тивовес существующим традиционным, которые носят сложный, ком­плексный характер, одновременно удовлетворяя целый спектр интере­сов и потребностей молодого поколения. Рассматривая молодежные субкультуры в качестве составляющих стихии студенческих общностей, связанных с определенными жанрами музыки, следует отметить, что их имидж формируется посредством подражания сценическому клише по­пулярных исполнителей.

Исследованиями выявлено, что молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, выделяющий их среди других субкультур [2]. Популяри­зация данной субкультуры базируется преимущественно на внешнем виде (черный цвет в сочетании с розовым или другим ярким цветом). Одним из пионеров растаманского движения является музыкальная группа «Джа Дивижн» (1989), представители которой слушают Боба Марли, музыку регги и носят дреды. Решающую роль играет «монопо­лизация» мировыми растафарианцами изображения конопляного листа в качестве бренда [3].

Straight edge (англ. – четкая грань, сокращенно sXe) – философское ответвление хардкор-панк контркультуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая алкоголь и табак), разборчивость в половых свя­зях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Троян-скинхеды (Trojan Skinheads) – представители субкультуры, пред­почитающие прослушивание музыки ска, реггей, рокстеди, популярной в скинхед-среде. Представителей Ой-скинхедов (Oi! Skinheads) привле­кает восприятие звукового ряда Oi!, известного как «street punk» [4]. Основной музыкой готов является готик-рок («The Sisters of Mercy», «Bauhaus», «Siouxsie & the Banshees»), отличающийся мрачными тек­стами о судьбе, любви, смерти и мрачным имиджем. Проект Э. Элд­ритча («Andrew Eldritch») «The Sisters of Mercy» характеризуется низким мощным вокалом, «варварским» внешним видом участников группы, а также своеобразной холодной сдержанной эстетикой и напряженным эмоциональным музыкальным строем (жанр «Death Rock», «Gothic Rock»). Течение готик-металл (сочетание элементов готик-рока, дум-метала) характеризуется медленным, вязким звучанием с активным ис­пользованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины либо дуэты «красавица и чудовище» – высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской – реализуемые под влиянием мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы» [5].

Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров в связи с симпатией первых к мотоциклам (символу свободы), а послед­них – тяжелой музыке. Внешний вид металлистов достаточно агресси­вен: куртка «косуха», серьги в левом ухе, перстни с изображением че­репа. Они миролюбивы, любят пить пиво, но могут похулиганить [6]. Рок-музыка представляет собой сложный социомузыкальный феномен, включающий в себя совокупность музыкальных стилей и направлений, для которых характерны связь музыки с поэзией, театрализацией, дина­мизация ритма, участие слушателей и зрителей в процессе исполнения композиций, высокий уровень психологизации (терминология И. Соко­ловского). По нашему мнению, ее характерными признаками являются:

1) использование электромузыкальных инструментов;

2) четко выра­женный ритм и громкость звучания;

3) ясно сформулированная позиция автора-исполнителя;

4) глубина и искренность исполнения текстов. Ро­керы предпочитают кожаные браслеты, цепи, серьги, ботинки с носами-«козаки» или «крысы». Панки носят кожаные пиджаки, надетые на го­лое тело, холщовую робу на рубашке с жабо, тельняшки, разрисованные джинсы, майки с изображением кумиров, «ирокез» на голове, булавки в ушах, в носу, пирсинг. Для них характерны грубый жаргон и часто не­пристойное поведение [7].

Таким образом, музыкальная студенческая стихия в вузе выступает:

а) стимулом различных тенденций в жизни общества, т.к. в случае уве­личения рядов молодежи возможно изменение норм, ценностей и уста­новок;

б) попыткой формирования собственных мировоззрений студен­тов, своеобразных манер поведения, стиля одежды и прически, форм проведения досуга, противостоящих взглядам старших поколений (М. Мид);

в) средством самосознания, самореализации, символом настрое­ния молодежи;

г) поиском «модуля перехода» педагогического коллек­тива к обновлению содержательного компонента учебно-воспитатель­ного процесса вузов, реализуя функции не посредника, а интегратора молодежных субкультур по превращению межпоколенного разрыва в диалог.

Ковалевская А.А.