К истории клубных учреждений Мордовии: по материалам СМИ

Народы Волго-Уралья в контексте истории российского государства

Абдуганиев Назиржон Насибжонович аспирант отдела этнографии и этнологии ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук

при Правительстве Республики Мордовия»

г. Саранск

 

Аннотация: досуг как деятельность обладает обширной типологией и может рассматриваться с разными задачами в контексте исторических и социальных наук. Местом реализации социально-культурных, досуго- вых инициатив выступают учреждения культуры: КДЦ, библиотеки, му- зеи, клубы. В статье впервые предпринята попытка рассмотреть аспекты реализации социально-культурных, досуговых инициатив учреждениями культуры по публикациям в газетах «Красная Мордовия» (далее «Совет- ская Мордовия», ныне – «Известия Мордовии») (1947–1970 гг.). Содер- жащаяся в них информация об условиях, осуществляющих досуговую де- ятельность (открытие и работа клубов, изб-читален, сельских библиотек и т. д.), характер художественной самодеятельности и её репертуар, ак- тивность участников и т. д. показывает, что культурно-досуговые учре- ждения неустанно пропагандируют идеи мира, дружбы и сотрудничества между всеми народами многоэтничной Мордовии.

 

N.N. Abduganiev

Government Research Institute

for the Humanities Republic of Mordovia

Saransk

ON THE HISTORY OF CLUBS AND CULTURAL INSTITUTIONS IN MORDOVIA BASED ON MASS MEDIA MATERIALS

Abstract: leisure as an activity has an extensive typology and can be viewed for various purposes in the context of the historical and social sciences. Cultural institutions – cultural centers, libraries, museums and clubs – are the

 

main sites for the realization of socio-cultural and leisure initiatives. the article for the first time attempts to consider aspects of the implementation of socio- cultural and leisure initiatives by cultural institutions on the basis of publica- tions in the newspapers “Red Mordovia” (1947–1970), which later became “So- viet Mordovia” and is now “News of Mordovia.” the information contained in these publication about the conditions of leisure activities (opening and activi- ties of clubs, reading rooms, rural libraries, etc.), the nature of amateur art and its repertoire, the activity of participants, etc.) shows that cultural and leisure institutions constantly promote the ideas of peace, friendship and cooperation among all the peoples of multiethnic Mordovia.

 

Основное внимание учёные уделяют культуре в связи с её функцио- нальной ролью в жизнедеятельности человека, преследующего свои инте- ресы. Они считают, что культура есть результат, воплощение в ценностях имманентной способности человека придавать смысл своему «рацио». Исследователи указывают, что цивилизованность общества зависит от со- стояния социокультурной системы, культурного уровня народа [5, с. 4]. Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспи- тание, образование, развитие, почитание, т.е. совокупность созданных че- ловеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. Региональ- ная культура (сельская культура) – это пространство, местность, связан- ная с историей живущего там народа, опирающегося на материнскую культуру. В первой половине XX столетия сельская культура России ме- нялась, перестраивалась неоднократно. К середине XX в. стало ясно, что самой незащищенной в условиях исторических ломок оказалась деревня и её жители. Культура региона любого ранга (в данном случае села Мор- довии) уникальна. Поэтому период 1945–1985 г. у учёных вызывает осо- бый интерес, именно в это время в Советском Союзе были достигнуты высокие результаты в развитии экономики, науки, культуры [5, с. 3]. В последние годы по вопросам деятельности культурно-просветительских учреждений стали публиковаться монографии, отдельные статьи, в кото- рых в определенной мере находят отражение культурные процессы, про- исходящие на селе [3–5; 10–12]. Но по-прежнему важным составным ком- понентом исследования происходящих в стране социально-культурных процессов является учёт исторического опыта её национальных регионов. В этом плане особого внимания заслуживает анализ развития культуры и выявление особенностей социально-культурного облика сельского насе- ления Мордовии к исторической перспективе [5, с. 3].

Профессор, этнограф В.К. Малькова пишет: «Этническая информа- ция, передаваемая СМИ, может выполнять очень гуманную, толерантную

 

миссию. Она просвещает людей, информирует их, развлекает, организо- вывает на добрые дела и выполняет ещё ряд других полезных функций. Из этого источника люди узнают много нового о других народах, и это воспитывает у читателей, слушателей, зрителей интерес и уважение к ним, к их жизни и достижениям. Позитивная этническая информация о собственном народе также важна: она способствует формированию этни- ческого самосознания, уважительного отношения к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству. Кроме того, толерантная этническая информация способствует формированию массовых позитивных представлений людей в области межнациональных отношений» [9, с. 137]. Нередко в российских республиках журналисты показывают об успехах «своих» этносов в прошлом и об их интересах в настоящем и будущем, реконструируется или романтизируется их исто- рическое прошлое [9, с. 139, 140]. И нам это высказывание понятно, так как традиции народов Республики Мордовия продолжают свое развитие и приобретают особую ценность. Общество заинтересовано в эффектив- ном использовании свободного времени людей в целях социально-эконо- мического развития духовного обновления жизни. На содержание и

«формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и наци- ональной группе. Если обратится к современной социально-культурной ситуации, досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Досуг как деятельность обладает обширной типологией и может рассмат- риваться в контексте исторических и социальных наук с рассмотрением разных задач. Местом реализации социально-культурных, досуговых инициатив постоянно выступали и выступают учреждения культуры: КДЦ, библиотеки, музеи, клубы.

В этой статье впервые предпринята попытка рассмотреть аспекты ре- ализации социально-культурных, досуговых инициатив учреждениями культуры по публикациям в СМИ (1947–1970 г.). Информация газеты

«Красная Мордовия» (далее «Советская Мордовия», ныне – «Известия Мордовии») посвящены развитию культуры села в различные периоды социалистического строительства. В них прослеживаются условия, осу- ществляющие досуговую деятельность (открытие и работа клубов, изб- читален, сельских библиотек и т. д.), характер художественной самодея- тельности и её репертуар; активность участников и т.д. Вопросы по досу- говой деятельности в сельской и городской среде регулярно освещали селькоры, фотокорреспонденты, работники органов власти и т. д. Извле- ченный материал расположен по хронологии.

1947 год. «Краснослободск. Клубы и избы-читальни становятся цен- тром культуры села…» [13]. В мордовском с. Кечушево Козловского р-на отстроен новый клуб [14].

 

1949 год. «16 сельских драматических кружков Ардатовского района готовятся к смотру сельской художественной самодеятельности, который будет проходить в конце января. ... В селах района идёт подготовка к рес- публиканскому смотру художников-самоучек. К смотру готовятся новые картины и разнообразные рукоделия» [2].

1950 г. Из выступления А. Киселёва – Заместителя председателя Со- вета Министров МАССР в докладе, посвященном 20-летию Мордовской АССР «Культурное строительство Советской Мордовии» (Сов. Мордо- вия), говорится, что культурно-просветительная работа является неотъем- лемой частью работы по воспитанию трудящихся. Дома культуры, клубы, избы-читальни, библиотеки, кинотеатры и радиовещание активно содей- ствуют выполнению хозяйственно-политических задач. В 1914 г. на тер- ритории Мордовии было всего лишь 6 киноустановок, 5 клубов и 4 биб- лиотеки. В 1949 г. Мордовская АССР имеет 32 районных дома культуры, 6 городских клубов, 3 музея, 432 избы-читальни, 129 государственных библиотек. Книжный фонд библиотек составляет 700 тыс. томов. … В 1949 г. при культпросветучреждениях работали 389 кружка, в т.ч. они проводят информацию о достижениях науки и культуры. При избах-чи- тальнях ведут работу 475 агрозооветкружков. Ими охвачено 3116 труже- ников колхозного полеводства и животноводства. В 1940 г. было 6 город- ских, 30 сельских и колхозных кинотеатров и 30 кинопередвижек. В 1949 г. стало 9 городских, 60 сельских и колхозных кинотеатров. 137 зву- ковых передвижек и 9 ведомственных киноустановок. Республика имеет мощную радиовещательную станцию. 56 радиоузлов и десятки тысяч ра- диоточек и эфирных установок. Рост сети культурно-просветительных учреждений, кино и радио является ярким выражением повышения куль- турного уровня и удовлетворения духовных потребностей запросов тру- дящихся.… На территории Мордовии в настоящее время издается 3 рес- публиканские газеты, 1 городская, 32 районных и 1 многотиражка с разо- вым тиражом 109525 экз. Кроме того, издаются альманахи: «Сяськома» («Победа»), «Изнямо» (Победа») и «Литературная Мордовия» [7].

1950 год. «Из года в год растет культура села Енгалычева Дубенского района. В этом году в селе открыта сельская библиотека, она уже насчи- тывает 337 читателей. Есть свой сельский клуб на 300 мест.. в клубе и избе-читальне стало больше посетителей. Там можно культурно отдох- нуть, послушать радио, почитать газеты, поиграть в настольные игры. При клубе созданы хоровой и драматический кружки [17]. «Большой, на 250 мест клуб в с. Бабеево Темниковского района – любимое место от- дыха сельчан. По вечерам колхозники слушают здесь радио, играют в бил- лиард, шашки, домино. Лекции устраиваются 4–5 раз в месяц и у них большое количество слушателей. ... Значительно улучшилась за время конкурса работа самодеятельности» [1].

 

1954 год. Из выступления Министра культуры МАССР И. Кшня- кина: «…Чем выше культурный уровень и сознательность рабочих, кол- хозников и интеллигенции, тем плодотворней их созидательный труд. Вот почему необходимо резко улучшить культурный уровень народа. … Со- здана широкая сеть учреждений культуры на селе. Только в системе Ми- нистерства культуры Мордовии сейчас работает 32 районных дома куль- туры, 440 сельских клубов… Более года назад всеми учреждениями куль- туры объединено в одно Министерство культуры МАССР. Это дало не- сколько улучшить культурное обслуживание населения республики. В республике учреждениями культуры проведено 2 крупных мероприятия: смотры сельской художественной самодеятельности, а также районные и городские праздники песни, в которых участвуют около 30 тыс. чел. Бла- годаря этому более 15 тыс. чел сейчас принимают участие в драматиче- ских, хоровых, музыкальных, хореографических кружках и духовых ор- кестрах» [8].

1957 год. До революции на территории Мордовии культурно-просве- тительных учреждений почти не было. Тогда насчитывалось шесть кино- театров, четыре библиотеки, и пять клубов. …Сейчас – 34 районных дома культуры, 610 клубов, 460 библиотек и более 300 киноустановок, состоя- щих на государственном бюджете. Кроме этого, имеются профсоюзные клубы, киноустановки, ведомственные библиотеки. В 1957 г. в саранском кинотеатре «Октябрь» оборудована широкоформатная киноустановка. Сеть культпросветучреждений с каждым годом расширяется не только за счет государственного строительства, но и за счет местных средств. Рост экономики колхозов позволяет в корне улучшить культурно-бытовые условия населения. Только в 1955 г. построено 35 колхозных клубов, а в 1956 – ещё 50. В 1957 колхозы развернули строительство 100 клубов…. Всего в республике насчитывается 1523 самодеятельных коллектива, объ- единяющие свыше 193 тыс. чел. [15].

1963 год. Т. Зуева – Министр культуры РСФСР: «Народы Россий- ской Федерации вместе со всеми советскими народами, спаянные неру- шимой дружбой, самоотверженно борются за новый подъем промышлен- ности и сельского хозяйства, за дальнейшее повышение материального состояния и культурного уровня трудящихся». Во всей культурно-воспи- тательной работе большая роль принадлежит клубным учреждениям. В РФ насчитывается 65 тыс. дворцов и домов культуры, сельских и колхоз- ных клубов. Они неустанно пропагандируют идеи мира и сотрудничества между всеми народами [6].

Фотоснимки показывают события культурной жизни многоэтничной Мордовии. В рубрике «Хроника культурной жизни» приводится фотосни- мок: «Учащиеся 7–8 классов Аксельской школы Пурдошанского района исполняют молдавский танец» [19]. «На днях Татарский государственный театр оперы и балета поставил в Саранске балет Ф. Яруллина «Шурале»….

 

Творческий коллектив театра сумел донести до зрителя, что главным героем в балете «Шурале» является народ-победитель» (1953 г.) [16]. На другой фо- тографии члены хореографического кружка: Сидорова, Чигирев и Есина исполняют украинский танец [20]. Фото Ш. Базаева красочно погружает нас в мир мордовского танца [18].

Таким образом, в первой половине XX столетия сельская культура России менялась, перестраивалась. Изучаемый период вызывает особый интерес: именно в это время в Советском Союзе были достигнуты высо- кие результаты в развитии культуры. В последние годы по вопросам дея- тельности культурно-просветительских учреждений публикуются моно- графии, отдельные статьи, в которых в определенной мере находят отра- жение культурные процессы, происходящие на селе. Но по-прежнему важным составным компонентом исследования происходящих в стране социально-культурных процессов является учёт исторического опыта её национальных регионов. Культурно-досуговые учреждения неустанно пропагандируют идеи мира, дружбы и сотрудничества между всеми наро- дами. Региональные газеты подтверждают события культурной жизни многоэтничной Мордовии (например, в рубрике «Хроника культурной жизни» и др.), где приводятся статьи, фотоснимки не только исполнения песен, но и танцев народов разных национальностей. Народы Мордовии издавна живут в добрососедстве. В этом заслуга культурно-досуговых учреждений, история становления которых отражена в публикациях га- зеты «Красная Мордовия» (ныне – «Известия Мордовии»).

Литература

  1. Брейкин С. Культурный центр села // Советская Мордовия. – 25.06.1950.
  2. Егоров Н. В сельских клубах и избах-читальнях готовятся к смотру художе- ственной самодеятельности // Красная Мордовия. – 12.01.1949.
  3. Житаев В.Л. Вопросы ликвидации неграмотности в Мордовии // Историко- культурное развитие народов Среднего Поволжья. – Саранск, 2004. – С. 222–226.
  4. Житаев В.Л. Развитие культуры в Мордовии (1960–1971 г.). – Саранск, 1985.
  5. Житаев  В.Л.  Культура  советской  деревни  Мордовии  (1945–1985  г.)  /

В.Л. Житаев, А.В. Ломшин, В.А. Ломшин, Т.И. Макайкина. – Саранск, 2014.

  1. Зуева Т. Расцвет культуры народов Российской Федерации // Советская Мордовия. – 25.02.1963.
  2. Киселёв А. Культурное строительство Советской Мордовии // Красная Мор- довия. – 05.01.1950.
  3. Кшнякин И. Повысить уровень работы сельских учреждений культуры //

Советская Мордовия. – 28.09.1954.

  1. Малькова В.К. Этничность и толерантность в современных российских СМИ // ЭО. – 2003. – №5. – С. 137.
  2. Маресьев В.В. Роль средств массовой информации Мордовии в развитии национальной культуры // Историко-культурное развитие народов Среднего По- волжья. – Саранск, 2004. – С. 320–322.

 

  1. Никонова Л.И. Библиотеки в гармонизации межэтнических отношений и развитии национальных культур // Матер. V муниц. науч.-практ. конф. с респ. уча- стием «Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного реги- она» (18 декабря 2016 г., МБОУ «СОШ №9»). – Рузаевка, 2016. – С. 2–10.
  2. Никонова Л.И. Культурно-познавательная анимация в гармонизации меж- этнических отношений и развитии национальных культур: к перспективе деятель- ности библиотек Республики Мордовия // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: Матер. Х Междунар. форума (22–23 апреля 2016 года, Москва). – М., 2017. – Вып. 10. – С. 156–165.
  3. Оживилась работа клубов и изб-читален // Красная Мордовия. – 26.11.1947.
  4. Отстроен новый клуб // Красная Мордовия. – 16.02.1947.
  5. Рубрика «Хроника жизни». Театры, клубы, печать, радио… // Советская Мор- довия. – 20.10.1957.
  6. Татарский национальный балет. Фото // Советская Мордовия. – 29.07.1953.
  7. Толстов Д. Культурные очаги готовы к зиме // Красная Мордовия. – 10.10.1950.
  8. Фото Базаев Ш. // Советская Мордовия. – 03.12.1957.
  9. Фото: молдавский танец // Советская Мордовия. – 27.06.1954.
  10. Фото: украинский танец // Советская Мордовия. – 12.02.1954.