Историческое наследие по проблеме формирования чувашского этноса: штрихи к портрету учёного

Минеева Елена Константиновна Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

г. Чебоксары

Историческое наследие по проблеме формирования чувашского этноса: штрихи к портрету учёного

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с обзо- ром исторического наследия ученых по изучению этногенеза чувашского народа: начало и дальнейшее развитие научного осмысления проблемы становления чувашей как самостоятельного этноса, в связи с чем называ- ются исследователи, которые впервые проводили экспедиции по выявле- нию и накоплению первичной информации о чувашах, выдвигали теории о происхождении народа. Одним из крупных последователей учёного мира XX – начала XXI в. по проблеме происхождения чувашей является П.В. Денисов, имя которого известно и за рубежом. В статье дана краткая характеристика его вклада в науку.

Ключевые слова: история, этнология, этногенез, чуваши, чувашский народ, учёный, педагог, П.В. Денисов.

Elena Konstantinovna Mineeva

I.N. Ulyanov Chuvash State University

Cheboksary

A HISTORICAL LEGACY ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE CHUVASH ETHNOS: SKETCHES TOWARD A PORTRAIT OF A SCHOLAR

Abstract: the article discusses issues related to a review of the historical legacy of scholars studying the ethnogenesis of the Chuvash people: the origin and further development of a scientific understanding of the problem of the formation of the Chuvash as an independent ethnic group, in connection with the work of scholars who for the first time carried out expeditions for the iden- tification and accumulation of primary information about the Chuvash and ad- vanced theories about the origin of the people. One of the major figures in the academic world of the twentieth and early twenty first centuries on the problem of the origin of the Chuvash is P.V. Denisov, whose name is well known abroad. the article gives a brief description of his contributions to science.

Keywords: history, ethnology, ethnogenesis, Chuvash, Chuvash people, scientists, teacher, P.V. Denisov.

 

 

 
 

 

 

55 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета Министров Чувашской Республики в рамках научного проекта №17-46-210691 р_а.

 

Сбор статистических и культурно-бытовых данных о чувашах начи- нается в России с XVIII столетия, особенно после организации Россий- ской академией наук ряда экспедиций, участники которых сделали свои описания народов, в том числе и чувашей. Данные о чувашских поселе- ниях и жилищах оставил в конце XVIII в. К.С. Милькович. Историк, этно- граф В.П. Иванов справедливо предлагает рассматривать его очерк «О чува- шах» в качестве источника по изучению этнической культуры [9, с. 8]. Пер- вым настоящим исследователем этноса, по В.Д. Димитриеву, является вы- дающийся русский учёный – историк, этнограф и  географ  XVIII  в.  В.Н. Татищев, который проводил этнографические и лингвистические об- следования в Волжско-Уральском регионе, на основании чего составил словари народов Поволжья и Приуралья [5, С. 13–14]. В отношении чу- вашского этногенеза отметим, что в своей «Истории Российской» он не- однократно подчеркивал преемственность чувашей от волжских  бол- гар [15, с. 145, 267–270 и др.].

В XIX в. информация, отдельные сведения о курганах, могильниках и городищах  на  территории  края  увеличиваются  за  счет   деятельности С.М. Михайлова, Н.И. Золотницкого, В.К. Магницкого, А.Н. Доброхотова. Один из первых этнографов чувашского этноса С.М. Михайлов считал чу- вашей выходцами из Южной Сибири, которые постепенно, особенно по- сле монголо-татарских завоевательных походов, расселились на террито- рии современной Чувашской Республики (ЧР), на которой ранее прожи- вали марийцы и мордва [13, с. 127–132 и др.]. Большую просветительскую роль в XIX столетии играли вузы страны. Возникшее во второй половине XIX в. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском уни- верситете способствовало дальнейшему изучению чувашского народа. Учёные XVIII – начала XX в. А.А. Фукс, В.А. Сбоев, В.В. Бартольд, Н.М. Карамзин, М.Г. Худяков, Н.Я. Марр высказались за хазарское, бур- тасское, гуннское, финно-угорское, аварское, шумерское происхождение чувашей. Научное обоснование гипотезы В.Н. Татищева о непосредствен- ной связи чувашского этноса с булгарами впервые дал Н.И. Ашмарин в 1902 г. в своей работе «Болгары и чуваши» [1]. Изучая словарный состав чувашского языка, он обосновал теорию болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности [6, с. 18]. Кроме того, он поднял и вопрос о разделении чувашей на этнографические группы, географически подроб- ную локализацию которых дал Г.И. Комиссаров в очерке «Чуваши Казан- ского Заволжья» (1910) [10, с. 58.]. И.Н. Смирнов и М.П. Петров (Тинехпи) в начале XX в. поддержали и развили теорию Н.И Ашмарина [7]. Н.В. Николь- ский внес большую лепту в дальнейшее исследование чувашского народа. В частности, в его трудах по этнографии этноса впервые были опублико- ваны сведения о расселении чувашей не только на территории края, но и в различных губерниях Российской империи [11, с. 58–59]. Обобщение собранных им данных продолжило изучение вопроса о происхождении

 

народа. Фактически, Н.И. Ашмарин и Н.В. Никольский положили начало научному чувашеведению.

Изучение этносов в 1920-е г. не противоречило партийно-государ- ственному курсу советской страны. Потребность в поднятии уровня раз- вития слаборазвитых в большинстве нерусских народов во благо сохране- ния социалистического государства требовала поддержки этносов. В итоге этнографические отделы, археологические общества, экспедиции приступают к сравнительно активному сбору материала по истории, куль- туре и чувашского народа. Сразу после образования Чувашской автоном- ной области (ЧАО) в голодный для Поволжья 1921 год Отдел народного об- разования чувашской автономии подготовил первую археологическую экс- педицию под руководством профессора В.Ф. Смолина [12, с. 16]. Начинается изучение не только территории самой Чувашии, но и диаспорных групп этноса. Например, этнографический отдел Саратовского общества архео- логии, истории и этнографии под руководством профессора Саратовского университета Б.М. Соколова провел обследование национальностей Са- ратовского края, в том числе и чувашей [8, с. 13].

Изменившаяся в 1930-е г. партийно-государственная идеология, наце- ленная на формирование единой наднациональной общности, советского народа, несколько приостановила исследование вопросов формирования и развития национальной государственности этносов. Лишь со второй по- ловины 50-х г. XX в. начинается следующий этап активизации проблемы, ставший необходимой базой для исследователей 1990-х г. Н.И. Воробьёв, А.П. Ковалевский, А.П. Смирнов, Б.А. Серебренников, Н.А. Андреев, В.Д. Димитриев,  П.В. Денисов  в  целом  реабилитировали  теорию   И.Н. Смирнова и Н.И. Ашмарина. После распада СССР и «парада сувере- нитетов» практически во всех регионах России, особенно в национальных субъектах федерации, закономерно резко возрос интерес к краеведению. Освободившись от обязательных идеологических штампов, ограничивавших объективность исследований, историческая литература 90-х г. XX – начала XXI в. получила возможность обобщить накопленный исследовательский материал и выявить истинных ученых, внесших неоценимый вклад не только в науку, но и в воспитание подрастающего поколения с точки зре- ния патриотизма и любви как к большой, так и к малой родине.

И.Д. Кузнецов, В.Д. Димитриев, В.Ф. Каховский [14] и П.В. Денисов – ис- торики Чувашии, которых по праву следует отнести к редкому списку ис- следователей, гармонично сочетавших данные учёного и педагога. Все они – доктора наук, педагоги, главным направлением жизни которых стало изучение истории и культуры своего народа, а также передача зна- ний новым поколениям. Они продолжили лучшие традиции учёной ин- теллигенции российских вузов XVIII–XIX веков.

 

Пётр Владимирович Денисов – историк и один из первых этнологов Чу- вашии, заведовал кафедрами истории СССР, археологии, этнографии и реги- ональной истории Чувашского государственного университета им. И.Н. Уль- янова, автор более 120 исследовательских и методических работ, заслу- женный деятель науки Чувашской АССР, лауреат Государственной пре- мии ЧР, исследователь, признанный отечественными и зарубежными учё- ными. Пётр Владимирович окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета и аспирантуру Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР под руковод- ством Н.И. Воробьёва. Преподавательская деятельность П.В. Денисова началась с 1962 г. Он воспитал плеяду сподвижников и последователей в области науки и педагогики. Он является автором большого количества общих и специальных курсов, прослушанных студенческой молодежью. Научный руководитель многочисленных курсовых, бакалаврских и ди- пломных работ, докторских и кандидатских диссертаций – П.В. Денисов обладал особыми педагогическими качествами. Широта кругозора и научная эрудиция, неординарное мышление и талант, дар слова сов- местно с корректным обращением истинного интеллигента не только ока- зывали большую практическую пользу, но и делали встречи с ним неза- бываемыми. Являясь автором и ответственным редактором учебно-мето- дических программ и пособий по истории исторической науки, истории русской культуры конца XIX – начала XX в., истории национально-госу- дарственного строительства и т.д., учёный стремился заинтересовать сту- дентов малоизвестными страницами отечественной истории и историей чувашского народа.

Ценный вклад П.В. Денисов внес в изучение вопросов истории и культуры чувашей, в частности, в проблему происхождения этноса. Ещё в 1959 г. в опубликованной монографии «Религиозные верования чува- шей» им был представлен богатейший фактический материал, подтвер- ждавший не только синкретизм чувашской культуры, но и непосредствен- ную связь этноса с древнетюркскими племенами через общие элементы в язычестве народов [3]. Собирая и анализируя далее этнографический ма- териал, исследователь не ограничивается источниками и литературой СССР. В итоге научной командировки в Болгарию учёный сумел проана- лизировать разнообразные данные, позволившие выявить родственные черты, связывавшие болгар и чувашей. Монография П.В. Денисова «Эт- нокультурные параллели дунайских болгар и чувашей» [4] получила за- служенное признание и за рубежом. Следовательно, научные труды  П.В. Денисова проливали свет на тюркское происхождение чувашского этноса.

Замечательные представители Чувашии также стали предметом ис- следования историка. Многие годы учёный посвятил выявлению и науч- ной обработке материалов по жизни и деятельности основоположника

 

русского китаеведения – Никиты Яковлевича Бичурина [2]. Возглавляя в течение 14 лет в Пекине Русскую православную миссию, отец Иакинф за- нимался изучением истории и культуры народов Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока. Бичурин положил начало все- стороннему исследованию Китая, создал школу отечественных синологов и монголоведов. Н.Я. Бичурин, родившийся в Чебоксарском уезде Казан- ской губернии, заслуженно является одной из исторических «легенд» чу- вашского народа, снискавших известность и признание в России, Азии, в Европе. Без преувеличения можно сказать, что имена ученых, восстанав- ливающих биографические страницы выдающихся представителей науки и культуры, на века прославивших свой народ и свое отечество, так же, как и изучаемые ими личности, заслуживают права оставаться в анналах истории.

Долгое время чувашский этногенез сохранял тайну, приковывая к себе внимание исследователей. Сбор и обработка комплекса многочис- ленных источников позволили историкам в современных условиях воссо- здать довольно полную картину происхождения чувашского народа. Чем полнее знание о прошлом, тем доступнее оно для его последующего изу- чения. И в этом большая заслуга историков Чувашии.

Литература

  1. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. – Чебоксары, 1985. – 160 с.
  2. Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. – Чебоксары, 1997. – 272 с.
  3. Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. – Чебоксары, 1972. – 478 с.
  4. Денисов П.В. Этнокультурные параллели болгар и чувашей. – Чебоксары, 1969. – 176 с.
  5. Димитриев В.Д. Историография этногенеза чувашского народа // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа: Cб. ст. – Чебок- сары, 2004.
  6. Димитриев В.Д. Историография этногенеза чувашского народа // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа.
  7. Димитриев В.Д. М.П. Петров (Тинехпи) – деятель просвещения и культуры, этнограф и историк: Учеб. пос. – Чебоксары, 2003. – 56 с.
  8. Долгова А.П. Симбирско-саратовские чуваши / А.П. Долгова, Г.Н. Иванов, М.Г. Кондратьев [и др.]. – Чебоксары, 2004.
  9. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая дина- мика численности и региональные особенности расселения. – Чебоксары, 2005.
  10. Иванов В.П. Указ. соч.
  11. Иванов В.П. Указ. соч.
  12. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
  13. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. – Чебоксары, 1972.
  14. Минеева Е.К. Вопросы национально-государственного строительства в трудах историков-педагогов Чувашии // Преподаватель. XXI век. – 2008. – №2. – С. 115–122.

Татищев В.Н. История Российская. – М.; Л., 1862. – Т. 1.