Исследования религии чувашского народа: историографический обзор

 

Таймасов Леонид Александрович Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

г. Чебоксары

 

Аннотация: в статье освещены этапы развития чувашского религио- ведения. Показана преемственность в научной разработке вопросов чу- вашской религии. Центральной фигурой статьи является П.В. Денисов, внесший значительный вклад в исследование истории религии чуваш- ского народа, давший импульс возрождению научного религиоведения в условиях господства атеистической идеологии, ставший связующим зве- ном между дореволюционной и современной историографией.

Ключевые слова: историография, наука, религиоведение, религия, чуваши, Среднее Поволжье, преемственность, научная школа.

 

Leonid Aleksandrovich Taymasov

I.N. Ulyanov Chuvash State University

Cheboksary

THE STUDY OF THE RELIGION OF THE CHUVASH PEOPLE: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

Abstract: the article traces the stages of development in Chuvash religious studies. the continuity in the development of scholarship regarding the Chuvash religion is shown. P.V. Denisov, the central figure in the article, made signifi- cant contributions to the study of the history of the religion of the Chuvash people and provided the impetus for the revival of scientific religious studies under conditions of the dominance of atheistic ideology. Denisov’s work serves as a link between pre-revolutionary and modern historiography.

Keywords: historiography, science, religious studies, religion, Chuvash, Middle Volga region, continuity, scientific schools.

Вопросы религии чувашского народа всегда являлись объектом вни- мания исследователей. Еще в XVIII в., когда стали появляться первые научные публикации о чувашах, в них содержались сведения о религиоз- ных верованиях. В разные исторические эпохи авторы расширяли и до- полняли религиоведческую тематику. До 1917 г. различные вопросы ре-

 

лигии чувашского народа получили отражение в трудах В.П. Вишнев- ского, В.К. Магницкого, С.М. Михайлова, А.Ф. Можаровского, Н.В. Ни- кольского, В.А. Сбоева, С.В. Чичериной и др. [8; 28; 30; 35; 39; 53; 62]. Теории и практике христианского просвещения чувашей были посвя- щены работы Н.А. Бобровникова, И.А. Износкова, Н.И. Ильминского, Е.А. Малова, М.А. Машанова [6; 17–18; 19–20; 31; 33]. Динамику транс- формации религиозных представлений своих прихожан изложили сель- ские священники Н.А. Архангельский, А.С. Иванов, К.П. Прокопьев, А.В. Рекеев, Д.Ф. Филимонов [2; 16; 43; 49; 59]. Тема чувашской тради- ционной религии стала предметом  исследования  зарубежных  ученых Д. Месароша и Х. Паасонена [34; 70]. Следует отметить, что досоветская историография накопила, систематизировала и обобщила большой факти- ческий материал, не утративший своего значения до настоящего времени.

После Октября 1917 г. религия и церковь в нашей стране оказались под прессом марксистско-атеистической идеологии, что привело к карди- нальному пересмотру идейно-теоретических и методологических подхо- дов при освещении религиоведческих тем. Цели и задачи историко-этно- графической науки в данном направлении были обозначены Коммунисти- ческой партией и советским руководством ясно и четко: критика религии и церкви, пропаганда атеизма, воспитание нового советского человека. Конкретно-историческое изучение религии отошло на второй план. В 1920-е г. продолжали издаваться работы авторов, которые занимались ис- следованием народов Среднего Поволжья еще до революции [24; 39]. В эти же годы создавались сочинения, в которых с атеистических позиций пыта- лись пересмотреть историю религии народов региона [32]. В 30–40-е г. XX в. специальных научных исследований по религиоведческой тематике в Чу- вашской Республике не проводилось.

В годы «хрущевской оттепели» тема истории религии и церкви снова стала подниматься в историко-этнографической науке. В этот период ак- тивизировалось формирование национальных научных кадров в области истории и этнографии. Чувашеведческие исследования тогда осуществ- ляли Научно-исследовательский институт и Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева. Значительную помощь в подготовке профессиональных историков оказывали крупные научно-об- разовательные центры Москвы, Ленинграда, Горького, Куйбышева. Важ- ная роль в развитии научных знаний в регионе Среднего Поволжья еще с XIX  в.  принадлежала  Казанскому  государственному  университету  им. В.И. Ульянова-Ленина. Его выпускник П.В. Денисов в 1952 г. начал трудовую деятельность в родной Чувашии. В годы учебы в Казани он близко общался с известным чувашским учёным и общественным деяте- лем Н.В. Никольским, который оказал значительное воздействие на фор- мирование его знаний по истории и культуре чувашского народа и во мно-

 

гом определил выбор религиозной темы в качестве его будущей диссер- тации. В научном творчестве П.В. Денисова исследование истории рели- гии и атеизма чувашского народа заняло центральное место. Сначала он опубликовал книгу, в которой подробно изложил историю религии чуваш- ского народа с древнейших времен до начала ХХ в., а позже материалы своей докторской диссертации издал отдельной монографией [10–11]. Эти фунда- ментальные исследования до настоящего времени сохраняют свое науч- ное значение, хотя установки официальной идеологии той поры не могли не отразиться на обобщениях и выводах автора. Труды П.В. Денисова дали новый импульс развитию религиоведческого направления не только в Чувашии, но и во всём регионе. Его почин в изучении истории религии и церкви подхватили учёные из Чувашии и соседних национальных рес- публик [27; 36; 42; 55].

В советском обществе отношение к религии и церкви стало суще- ственно меняться в позитивную сторону с началом «перестройки». Празд- нование 1000-летия крещения Руси и провозглашение свободы совести в СССР в 1988 г. сопровождались значительным ростом интереса широкой общественности к истории религии и церкви в нашей стране, что привело к появлению ряда научных публикаций [50; 62]. В Среднем Поволжье ис- торический юбилей русского православия также не был обойден внима- нием. Вопросы религии обсуждались на региональной научной конферен- ции в Чебоксарах [60]. Хотя на ней большинство докладчиков продол- жало придерживаться прежних позиций, но ряд ученых региона в своих выступлениях предложил делать несколько иной акцент в изучении этой тематики, пересмотрев концептуальные подходы.

Распад СССР и разрушение атеистической идеологии создали благо- приятные условия для возрождения религии в нашей стране. Изменения в сфере духовной жизни вызвали рост общественного интереса к истории религии и церкви. Возникла необходимость с новых методологических позиций пересмотреть и переосмыслить многие устоявшиеся в предыду- щую эпоху положения и выводы, приступить к исследованию ранее непо- пулярных тем. Изменение отношения к религии со стороны власти и об- щества наглядно проявилось в совместных государственно-церковных из- даниях христианских, православных энциклопедий, словарей и другой массовой печатной продукции [46]. Новая политическая система страны остро нуждалась в формировании общенациональной идеи, одним из столпов которой должно было вновь выступить русское православие.

Общественный интерес к многовековому духовному наследию акту- ализировал религиоведческое направление в сфере гуманитарных наук. Исследование вопросов религии чувашского народа получило новое ды- хание. Опираясь на опыт историков-религиоведов предшествующих эпох, авторы постсоветского периода обогатили историографию научного ре- лигиоведения теоретическими и фактологическими исследованиями. Так,

 

этноконфессиональные процессы среди чувашей были освещены в моно- графиях Е.А. Ягафовой [64; 65]. Проблемы межэтнических, межконфессио- нальных взаимоотношений поднимались в работах Г.А. Николаева [38]. Ил- люстрированные научно-популярные издания о церквях и монастырях, мечетях подготовил Л.Ю. Браславский [4; 5]. Также он обобщил уникаль- ный материал о религиозных сектах Чувашии [6]. Отдельные аспекты христианского просвещения чувашского народа нашли отражение в рабо- тах Г.А. Александрова, Л.А. Ефимова и др. [1; 14].

Позитивную роль просветителей эпохи буржуазной модернизации в развитии просвещения и культуры народов Среднего Поволжья отметили в своих трудах учёные региональных научных центров. В последнее де- сятилетие в связи с современными задачами развития образования значи- тельно возрос интерес к историческому опыту деятельности просветите- лей из народа. В частности, при Чувашском государственном универси- тете с 1995 г. действует лаборатория (с 1997 г. институт) И.Я. Яковлева, занимающаяся изучением научно-педагогического наследия видного про- светителя. Данный институт подготовил и издал десятки монографий, сборники статей и материалов о жизни и творчестве И.Я. Яковлева и его соратниках [15; 25; 26].

В рамках торжественных мероприятий в честь 2000-летия Рождества Христова были проведены специальные научные и научно-практические форумы по религиоведческим проблемам как международного, всерос- сийского, так и регионального уровня. Их материалы были опубликованы в ряде сборников [44; 45]. Вопросам христианизации народов Среднего Поволжья была посвящена конференция в Йошкар-Оле и Чебоксарах, ма- териалы которой обобщены в отдельных сборниках статей [61]. В канун все- ленского юбилея вышла из печати фундаментальная монография Д.М. Мака- рова, в которой исследованы вопросы христианизации народов Среднего Поволжья в XVI–XVIII вв. [29].

Продолжателями дела П.В. Денисова в исследовании вопросов рели- гии и церкви в Чувашии стали А.К. Салмин, Л.А. Таймасов, Ф.Н. Козлов, А.Н. Павлова, А.Н. Евдокимова и др. Признанным специалистом в области чувашской традиционной культуры является А.К. Салмин. В ряде фундамен- тальных работ он проанализировал религию в системе традиционной обряд- ности чувашского народа [51; 53]. Под научным руководством П.В. Денисова изучением исторических этапов христианизации народов Среднего Поволжья занимались Л.А. Таймасов, Е.Н. Мокшина. Их публикации по истории религии и этноконфессиональным процессам в регионе стали заметным явлением в научном религиоведении [56; 58; 37]. Ф.Н. Козлов издал содержательные монографии по истории религии и церкви в условиях насаждения атеистической идеологии в первые десятилетия советской власти [22–23]. Важную работу по восстановлению доброй памяти репрессированных священнослужителей проделал протоиерей Иосиф

 

(Ключников) [21]. Отдельные вопросы истории религии и церкви в Чувашии были рассмотрены в диссертационных исследованиях [13; 14; 41]. Многим соискателям ученых степеней, избравшим тему религии, П.В. Денисов да- вал ценные советы и консультировал.

История христианизации народов Среднего Поволжья получила от- ражение в исследованиях зарубежных ученых. Отдельные аспекты рели- гии чувашского народа рассматривались в трудах А. Каппелера [67; 69]. В 1996 г. в Мичиганском университете (США) П. Верт защитил диссерта- цию о взаимодействии государства и православной миссии по утвержде- нию православия в Волго-Камском регионе в 1825–1881 г. [72] В после- дующем он опубликовал монографию по теме своей диссертации, расши- рив хронологию до 1905 г. [73]. В исследованиях П. Верта содержатся сведения о реализации церковно-государственной миссионерской поли- тики среди поволжских народов, в том числе и чувашей. Монографию о роли Казани в христианском просвещении народов Среднего Поволжья опубликовал Р. Джераси [66]. Внимание к этноконфессиональным взаи- моотношениям в Среднем Поволжье было вызвано религиозной активно- стью населения региона в последние десятилетия. Результаты научных изысканий зарубежных авторов были обобщены в сборнике статей о ре- лигии в царской России, изданном под редакцией Р. Джераси и М. Ходар- ковского [70]. Изучением истории и культуры российских регионов зани- мается Славянский исследовательский центр Хоккайдского университета в Саппоро (Япония) под редакцией К. Мацузато издал серию научных сборников, в которых затрагиваются и вопросы религии [7; 40; 47–48]. За- рубежные авторы при написании своих трудов пользовались научными публикациями наших ученых, в том числе и П.В. Денисова.

Таким образом, в  историографии  чувашского  религиоведения П.В. Денисов является как бы связующим звеном между исследователями разных эпох, народов и государств. При написании своих трудов по рели- гии он пользовался материалами предшественников, а в последующем пе- редавал свои знания, опыт коллегам и ученикам. Во многом благодаря его научно-педагогической деятельности в Чувашии сложилась школа исто- рического религиоведения, студенты и многие любители истории знако- мились с религией чувашского народа по его книгам. Уверен, еще многие годы труды Петра Владимировича будут востребованы как учёными-ис- следователями, так и широкой аудиторией читателей.

Литература

  1. Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. – Чебоксары, 1997.
  2. Архангельский Н.А. Александринский чувашский женский монастырь //

Известия по Казанской епархии. – 1912. – №12–13. – С. 393–407.

  1. Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии. – Чебоксары, 1997.
  2. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. – Чебоксары, 1998.

 

  1. Браславский Л.Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы,

церкви, секты, деноминации, духовные школы). – Чебоксары, 2000.

  1. Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии. – Казань, 1899.
  2. Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: Сб. документов / Науч. ред. К. Мацузато. – Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University. – 2002.
  3. Вишневский В.П. О религиозных поверьях чуваш: из записок миссионера протоиерея В.П. Вишневского. – [Б.м.: б.и.], 1850.
  4. Грачев С.В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е г. XIX – начало ХХ в.). – Саранск, 2000.
  5. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. – Чебоксары, 1959.
  6. Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. – Чебоксары, 1972.
  7. Димитриев В.Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев. – Чебок- сары, 2002.
  8. Евдокимова А.Н. Приходское духовенство и прихожане Чувашского края в конце XVIII – первой половине XIX веков: Дис. ... канд. ист. наук. – Чебоксары, 2004.
  9. Ефимов Л.А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX – начале XX века. – Чебок- сары, 1998.
  10. И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального обще- ства. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.
  11. Иванов А.С. Инородцы-чуваши // Самарский вестник. – 1894. – №115, 223, 244, 247, 269.
  12. Износков И.А. Материалы для истории христианского просвещения ино- родцев Казанского края. – М., 1893. – Вып. 1–3.
  13. Износков И.А. Об образовании инородцев и о миссионерстве в Казанской епархии. – Казань, 1909.
  14. Ильминский Н.И. О переводах православных христианских книг на ино- родческие языки. – Казань, 1875.
  15. Ильминский Н.И. Опыт переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. – Казань, 1883.
  16. Иосиф (Ключников). Синодик Чебоксарско-Чувашской епархии. – Чебок- сары, 2012.
  17. Козлов Ф.Н. Голод 1921–1922 г. и изъятие церковных ценностей в Чува- шии. – Чебоксары: Новое время, 2011.
  18. Козлов Ф.Н. Православие в Чувашском крае: внутрицерковная ситуация в конце 1910-х – 1920-е годы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014.
  19. Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья. – Казань, 1911.
  20. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. – Чебоксары, 1998.
  21. Краснов Н.Г. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и становление наци- ональной школы чувашского народа. – Казань, 1995.
  22. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. – Чебок- сары, 1974.

 

  1. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. – Ка- зань: Тип. Императ. ун-та, 1881.
  2. Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Повол- жья во второй половине XVI–XVIII веках. – Чебоксары, 2000.
  3. Михайлов С.М. Собрание сочинений. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004.
  4. Малов Е.А. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар. – Казань, 1892.
  5. Маторин М.Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и те- перь. Язычество, ислам, православие, сектантство. – М., 1929.
  6. Машанов М.А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. – Казань, 1910.
  7. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. – Чебоксары: ЧГИГН, 2000.
  8. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1551 по 1867 г. – М., 1880.
  9. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1968.
  10. Мокшина Е.Н. Мордва и вера. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
  11. Николаев Г.А. Волжское крестьянство во второй половине XIX – начале

XX в. – Чебоксары: ЧГИГН, 2016.

  1. Никольский Н.В. Собрание сочинений. Т. 1–4. – Чебоксары: ЧГИГН, 2004–2009.
  2. Новая волна в изучении этнополитической истории Волго-Уральского ре- гиона / Науч. ред. К. Мацузато. – Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido Univer- sity, 2003.
  3. Павлова А.Н. Система Н.И. Ильминского и её реализация в школьном об- разовании Востока России: Дис. ... канд. ист. наук. – Чебоксары, 2004.
  4. Попов Н.С. Православие в Марийском крае. – Йошкар-Ола, 1988.
  5. Прокопьев К.П. Школьное просвещение инородцев Казанского края в

XIX веке до введения просветительной системы Н.И. Ильминского. – Казань, 1905.

  1. Православная жизнь русских крестьян XIX–XX веков: итоги этнографиче- ских исследований. – М., 2002.
  2. Православие и культура этноса // Исторический вестник. – 2001. – №2–3 (13–14).
  3. Православная энциклопедия. Т. 1–51. – М.: Церковно-научный центр Рус- ской православной церкви «Православная энциклопедия», 2000–2018.
  4. Регионы России: хроника и руководители: Республика Татарстан, Удмурт- ская Республика, Республика Мордовия / Под ред. К. Мацузато. Т. 7. – Sapporo: Slavic Research Сenter Hokkaido University, 2000.
  5. Регионы России: хроника и руководители: Республика Марий Эл, Чуваш- ская Республика, Республика Башкортостан / под ред. К. Мацузато. – Т. 8. – Sap- poro: Slavic Research Сenter Hokkaido University, 2003.
  6. Рекеев А.В. Из чувашских преданий и верований // Известия по Казанской епархии. – 1913. – №15–16, 18, 21.
  7. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
  8. Салмин А.К. Духи требуют жертв. – Чебоксары, 1989.
  9. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары, 1994.

 

  1. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: их происхождение, язык, обряды, поверья, преданья и пр. – М., 1865.
  2. Смирнов П. (протоиерей). История христианской православной церкви. –

М.: Православ. беседа, 1994.

  1. Солдаткин М.П. Политика царизма по христианизации мордвы. – Саранск, 1974.
  2. Таймасов Л.А. Монастырское движение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX в. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016.
  3. Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение наро- дов Среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.
  4. Таймасов Л.А. Христианизация чувашского народа в первой половине

XIX в. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992.

  1. Филимонов Д.Ф. Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Кам- ского края // Сотрудник. – 1910. – №48. – С. 757–763; №49. – С. 778–781; №50. – С. 790–795; №52. – С. 827–830.
  2. Христианизация народов Среднего Поволжья и её марксистско-ленинская оценка. – Чебоксары, 1988.
  3. Христианизация народов Среднего Поволжья и её историческое значение. –

Йошкар-Ола, 2001.

  1. Христианство и церковь в России феодального периода. – Новосибирск, 1988.
  2. Чичерина С.В. У приволжских инородцев: путевые заметки. – СПб., 1905.
  3. Ягафова Е.А. Самарские чуваши. – Самара, 1998.
  4. Ягафова Е.А. Чуваши-мусульмане в XVIII – начале XXI вв. – Самара: ПГСГА, 2009.
  5. Geraci R. Window on the East: National and Imperial identities in Late Tsarist Russia. – Ithaca; London, 2001.
  6. Kappeler A. Die Tschuwaschen& Tin Volk im Schatten der Geschichte. – Koln; Weimar; Wien, 2016.
  7. Kappeler A. Rusland als Vielvoelkerreich. Entstehung – Geschichte – Zerfall. Verlag C.H. Beck. Munchen, 1993 (рус. пер.: Россия как многонациональная импе- рия: возникновение, история, распад. М., 1997).
  8. Kappeler A. Ruslands erste Nationalitaten. Des Zarenreich und die Volker der Mittleren Wolga vom 16 bis 19 Jahrhundert. Koln; Wien, 1982.
  9. Of Region and Empire. Missions, conversion, end tolerance in Tsarist Russia / Edited by Robert P. Geraci and Michael Khodarkovsky // Cornel University press. – Itaca; London, 2001.
  10. Paasonen H. Gebrauche und Volksdichtung der Chuwassen // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. – XCIV. – Helsinki, 1949.
  11. Werth P. Subjects for Empire: Ortodox Mission and Imperial Governance in the Volga-Kama Region, 1825–1881. Ph. D. diss. – University of Michigan, 1996.

Werth P. At the Margins of Orthodoxy: Mission, Governance, and Confessional Politics in Russia's Volga-Kama Region, 1827–1905. – Ithaca; London, 2001.